«Живописный мир Татьяны Черновой» — статья Ю. Балаценко

«Живописный мир Татьяны Черновой» — статья Ю. Балаценко

В Санкт-Петербурге вот уже более двадцати лет плодотворно творит исключительно талантливый живописец – Татьяна Чернова. В творчестве художницы чувствуется прекрасная школа, ведь она была ученицей С. А. Ротницкого, признанного мастера портрета и пейзажа. Закончив Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную Академию им. В. Мухиной, Чернова, принимая активное участие в многочисленных коллективных выставках, как в Петербурге, так и в других городах и странах, провела несколько персональных выставок, первая из которых состоялась осенью 1995года.

Работы Татьяны Черновой, представленные зрителю, говорят о больших успехах, сделанных художницей в пейзажной живописи. Ее работы постоянно совершенствуются, отличаясь большой свежестью и точностью разработки мотива. «Татьяна Чернова принадлежит к числу живописцев-подвижников, что работают только на натуре. Дождь, холод, жара – все разнообразие природных впечатлений и ассоциаций , неизменно пронизанных острым чувством красоты мира, живым дыханием наполняют холсты художницы. Натура для нее свята» — писал о творчестве мастера А. К. Крылов, профессор Академического Института им. И.Е.Репина.

Татьяна Чернова обладает редким даром писать обыденные мотивы с той пластической точностью, которая отличает подлинного мастера. Все творчество художницы говорит о том, что она прошла отличную школу, в основе ее легких, как будто светящихся изнутри работ, создающих цветом пространство, лежит серьезный рисунок.

«Пейзаж уникален в русской живописи, он почти фантастичен и невероятен» — писала Елена Сойни в статье, посвященной творчеству И.Е. Репина. Пейзажи Черновой, полностью соответствуя этим словам, являются подлинными портретами городов, селений, гор и долин, и просто прекрасных живописных уголков Земли, по которым путешествует художница.

«Очень светлое, радостное чувство оставляет в душе картины художницы, хочется побывать во всех уголках света, изображенных на картинах» — написала Галина в книге отзывов персональной выставки Черновой в 2008 году.

Работы Черновой отличает преданность собственному пути, внутренняя художественная чистота, умение ценить накопленное веками мастерство, нелюбовь к внешним эффектам. Художница пишет свободно, без оглядки на моду, ей присуще тонкое чувство живописной фактуры, ее мазки легки и безошибочны. Она вступает в диалог со зрителем не буквальным изображением предмета или места, а точным движением кисти, интенсивностью цветов, умелым распределением цветовых и тональных пятен. Живописи Т. Черновой присуще с одной стороны уважение к классической традиции, а с другой – обостренное чувство современности. Сотрудник государственного Русского музея С. Левандовский справедливо отмечал: «Индивидуальный почерк художника узнаваем в каждой ее работе, и всем им свойственна исключительная соразмерность каждого мазка со всем строем вещи и даже самим ее форматом: одним уверенным ударом или мягким касанием кисти передается изгиб формы, лепится предмет, а их сочетаниями создается общая живописная ткань произведения».

Кажется, что картины Черновой, написанные на одном дыхании, не таят особых загадок, отображая хорошо узнаваемый обыденный мир, но как восклицает «случайная зрительница» Лариса В Книге отзывов, «меня поразили Ваши уверенные большие мазки. Просто удивительно, что при такой технике получаются великолепные и красочные мотивы».

Во всем, что создает Т. Чернова, чувствуется самозабвенное погружение в творчество и поэтическое изображение природы. Ее талант находит отображение в огромном разнообразии произведений, в которых единство линейного и живописного решения композиции не нарушает реалистического принципа изображения. Художница избегает изображения всяких побочных деталей, отвлекающих зрителя от основного сюжета, раскрывающего авторский замысел. Несмотря на это красочная гамма ее холстов чрезвычайно богата.

К живописи Черновой вполне приемлемы слова русского живописца И.Е. Репина, обращенные им к грядущему поколению русских художников: «Оно вздохнет свободно; взглянет на мир Божий с любовью и радостью, и будет отдыхать в неисчерпаемом богатстве форм и гармонии тонов и своих фантазий.»

Старший научный сотрудник

Музея –усадьбы И.Е.Репина «Пенаты»,

Член международной Ассоциации искусствоведов

Балаценко Ю.Д.