Татьяна Чернова

Фото: Анфиса Галимова

Статья профессора Академии Художеств А.К. Крылова

Татьяна Чернова родилась и живет в Санкт-Петербурге. Закончила Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-Промышленную Академию им. В. И. Мухиной. Её учителем стал известный художник, заслуженный деятель искусств С.А. Ротницкий. С 1986 года Татьяна участвует в художественной жизни Санкт-Петербурга, растет её профессиональный уровень. В творческом активе художницы – четыре персональные выставки живописи (1995, 1998, 2000, 2002), участие в коллективных выставках, проходивших в Санкт-Петербурге и за рубежом. С 1996 года Татьяна участвует в осенних вернисажах Санкт-Петербургского Союза художников России. Её работы находятся в частных собраниях России, Италии, Чехии, Германии, Финляндии и Японии.

Прошедшие десятилетия сказались на судьбах русского искусства.

С одной стороны, беззастенчивая официозно-выставочная конъюнктура, подлаживания под «веления времени», с другой – уход в инертные и бесформенные, но как бы «свободные» миры абстракции сформировали особый, небывалый в прежней России, тип художника, спекулирующего на низменных вкусах.

Честность и стойкое мужество потребны сегодня, чтобы не подчиняться долларовым законам художественного рынка, не прятать равнодушие и чувственную анемию или просто бездарность в некие новые ризы стилизации и формальных поисков, чтобы искренней любовью и обнаженным сердцем творить и защищать свое искусство. Трудно быть сегодня «художником традиционалистом».

Нужно иметь характер и твердую нравственную опору, чтобы, живописуя мир с натуры, изображать его просто и внятно, любуясь зримой его красотою так, как это дано от Бога миллионам людей.

Татьяна Чернова принадлежит к числу живописцев-подвижников, что работают только на натуре. Дождь, холод, жара – все разнообразие природных впечатлений и ассоциаций, неизменно пронизанных острым чувством красоты мира, живым дыханием наполняют холсты художницы. Натура для неё свята.

Зыбкость водной глади, миры цветущих трав, громады облаков в небесной лазури, стволы старых деревьев и тонкие лозы, - восхищающий взор, пленяющий чувства многоликий, многоголосый, многоцветный мир передает художница выразительно и искренне.

В её холстах заметны черты, издавна свойственные русскому искусству: главенство содержательности над искусственным совершенством, над нарочитой изысканностью художественных форм.

Такое качество безусловно искупает некоторую пластическую рыхлость и композиционные неточности, неизбежно сопутствующие живописи с натуры.

Художница много путешествует. Так появились живописные пейзажи Болгарии, Чехии, Германии, Египта с их непривычными для нас ритмами, архитектурными мотивами, красочными мелодиями.

Удивительна упорная трудоспособность и какое-то неугомонное жизнелюбие этой красивой женщины, таскающей с собою по туристическим и альпинистским тропам разных стран тяжелый груз холстов и красок.

С особым женским пристрастием и вкусом пишет она цветы, любуясь свежестью и красочным сверканием их пышных или совсем скромных букетов. Эти холсты часто изысканны и всегда полны своеобразным сочетанием тонкости и силы цветовой гармонии, благородством красочных сочетаний. Контрастные аккорды цвета и пастозный красочный рельеф образуют замечательную драгоценно-тяжелую живописную ткань этих произведений.

В целом направленность творчества Татьяны можно обозначить стилевыми границами русского импрессионизма рубежа ХIХ – ХХ веков, очарование художественных образов и форм которого ещё долго будут созвучны нашей мечте о прекрасном и ещё дольше будут волновать наши сердца.

Творческий потенциал художницы растёт год от года. Верность традициям русской школы живописи, жизнелюбие, способность совершенствоваться и преодолевать трудности, всегда возникающие перед живописцем, убеждают в том, что Татьяна Чернова сможет многое сделать в искусстве живописи, а лучшие её произведения ещё впереди.

Профессор Санкт-Петербургской Академии Художеств, А. К. Крылов